ГлавнаяВажноеИгры искусственного разума

Игры искусственного разума

За мега-сделкой по покупке Activision Blizzard может стоять нечто большее, чем просто желание Microsoft расширить свой игровой бизнес.

Суперденьги для супер рынка

В августе 2021 года аналитики Morgan Stanley назвали акции Activision Blizzard самой перспективной технологической компанией 2022 года, не считая техногигантов. В своем прогнозе они не ошиблись — в январе 2022 года Microsoft решил заплатить за акции разработчика игр без малого 70 миллиардов долларов.

Несмотря на грандиозность суммы, стратегов Microsoft можно понять. По состоянию на конец 2021 года в мире насчитывалось около 3 млрд геймеров. Играет едва ли не каждый второй человек на планете. И это число постоянно растет  — благодаря молодежи,не представляющей жизни без мобильного интернета. Развитию рынка помогают карантины и социальные ограничения, развитие киберспорта и стримингов. По прогнозу Мordor Intelligence, к 2027 году рынок гейминга может увеличиться до $314 млрд,.

В 2021 году, по данным Newzoo, на компьютерные игры по всему миру было потрачено порядка $180,3 млрд, что на 1,4% больше, чем в 2020-м. Наиболее доходная платформа — мобильные гаджеты, в прошлом году их пользователи потратили $93,2 млрд, что на 7,3% больше, чем в 2020 году. Владельцы смартфонов купили игр на $81,5 млрд, обладатели планшетов – на $11,7 млрд.

Пользователи персональных компьютеров заплатили за игры в коробках и цифровые копии $34,1 млрд плюс какую-то мелочь — $2,6 млрд – за браузерные игры. Владельцы консолей купили игр на $50,4 млрд.

rynok igr
Фото с сайта https://naked-science.ru/article/sci-fi/top-samyh-populyarnyh

Microsoft против Sony

Игровые консоли и дорогие «игровые» компьютеры вместе удерживают примерно 50% «игрового рынка». С каждым годом геймеры тратят все больше денег на игры для каждого нового поколения игровых консолей и компьютеров. Производство видеоигр —  блокбастеров категории ААА очень дорогой процесс -особенно на фоне удорожания чипов AMD и Nvidia. При этом даже после выхода нового поколения консолей предыдущее поколение часто продолжает хорошо продаваться и после успешного запуска новинок

Внутри этой ниши лидерство принадлежит японской корпорации Sony, производящей консоли PlayStation. Microsoft, создатель другой суперпопулярной игровой консоли Xbox преследует японскую корпорацию, но с отставанием — до сделки с Activision Blizzard.

По статистике консалтинговой компании Ampere Analysis, в III квартале 2021 года Microsoft  продала 6,7 млн своих консолей Xbox Series X/S, в то время как Sony продала 12,8 млн консолей PlayStation 5 — почти вдвое больше. Но косоли (так же как и дорогие «игровые» компьютеры) не нужны покупателям, если не обеспечивать их новыми хорошими играми! Поэтому покупка студий, разрабатывающих игры, уже давно превратилась в этакое соревнование между Microsoft и Sony.

И в этой гонке Microsoft резко вырвалась вперед! Решение Microsoft приобрести компанию Activision Blizzard, несмотря на астрономическую сумму в $68,7 млрд,  может переформатировать мировую индустрию видеоигр.

До Activison Blizzard самой большой покупкой компании была студия ZeniMax: за $7,5 млрд Microsoft стал владельцем компании, которой принадлежат права на игры The Elder Scrolls, Fallout и DOOM. Теперь в портфолио Microsoft – 23 игровые студии.

Суперсделка с Activison Blizzard дает Microsoft шанс стать одним из крупнейших игроков рынка интерактивных развлечений и решить сразу несколько стратегических задач.

По условиям соглашения Microsoft получит права на культовые игровые франшизы Warcraft, Diablo ,и Call of Duty Starcraft, Overwatch, Candy Crush. Для представления масштабов аудитории — только в одной Call of Duty Modern Warfare одновременно онлайн играют в среднем порядка 2 млн человек. Игровые суперфраншизы станут частью подписного сервиса Game Pass , доступного владельцам Xbox и PC. Это обеспечит клиентам Microsoft очень привлекательную линейку контента. А подписка Game Pass Ultimate, которая распространяется на Xbox и PC, позволяет владельцам смартфонов и «слабых» компьютеров играть в те же игры через облачный сервис Xbox Cloud Gaming. Возможно, что новые продукты Activision Blizzard станут выпускаться эксклюзивно для консолей Xbox и PC.

Другая задача, которую может решить Microsoft– расширение своего присутствия на рынках мобильных игр. В состав Activision Blizzard входит владелец франшиз Candy Crush Saga, Farm Heroes Saga, Crash Bandicoot: On the Run — компания King. Это крупнейший игрок на «мобильном» игровом рынке.

Третье направление, по которому теперь пойдет Microsoft – это развитие киберспорта. Купив Activision Blizzard, Microsoft становится владельцем Major League Gaming – профессиональной лиги видеоигр, которая организует и проводит турниры по киберспортивным дисциплинам. Кстати, Activision Blizzard предлагает и собственные киберспортивные игровые продукты – Call of Duty и Overwatch.

В результате, закрыв сделку с Activision Blizzard, Microsoft станет третьей по величине игровой компанией в мире по выручке. (На первом месте — китайская корпорация Tencent, владелец Riot Games и Funcom и собственник долей в таких студиях, как Epic Games и Supercell).

Корпорация Sony пока остается «номер два»

 Но теперь Sony начинает терять свое ключевое преимущество — количество эксклюзивов, доступных на собственных платформах. После новости о сделке Microsoft и Activision Blizzard акции японской компании обвалились на 13%, снизив капитализацию Sony на $20 млрд за один день — такого не бывало с кризисного октября 2008 года.

Логика инвесторов понятна — покупка Activision Blizzard позволяет Microsoft рассчитывать на переход к себе клиентов Sony. Мотивация геймеров очевидна — пользователи Xbox + ПК получат игры Activision+Blizzard в подписке Xbox Game Pass. А вот пользователи PlayStation могут потерять новые игры от Activision+Blizzard, а получат ли они что-то новое — пока неизвестно.

Секс стоит дорого

Кроме того, Microsoft приобрела Activision Blizzard исключительно в удачный момент — всего несколько месяцев назад такая покупка могла бы обойтись намного дороже. Но 20 июля 2021 года Калифорнийский департамент справедливого трудоустройства и размещения (DFEH) подал иск против Activision Blizzard по поводу сексуальных домогательств к сотрудникам и систематического нарушения прав женщин. Разработчицы жаловались не только на харрасмент, но и уменьшенную зарплату.

Поначалу руководители Activision Blizzard попытались отрицать обвинения, и тут же получило еще один иск DFEH — за препятствование проведению расследования. Инвесторы начали продавать акции токсичной компании, на торгах 27 июля 2021 года акции Activision Blizzard всего за день упали на 6,76%.

Тут же последовал иск от акционеров Activision Blizzard, недовольных падением капитализации — по их версии, во всем виноваты директора компании, намеренно скрывавшие внутренние проблемы. В итоге  президенту Activision Blizzard Аллену Брэку пришлось уйти в отставку, компания уволила 37 менеджеров, еще 40 человек получили дисциплинарные взыскания, а сумма компенсации по искам превысила $18 млн (и это еще не конец).С серьезными проблемами столкнулся и легендарный директор Activision Blizzard Бобби Котик — именно его пресса и сотрудники называют ответственным за недопустимую обстановку, сложившуюся в компании. Никто не сомневается в том, что Котику придется покинуть компанию.

Однако сейчас акционеры Activision Blizzard могут быть довольны. Известие о сделке с Microsoft подняло стоимость акций компании на треть. Но даже 70 миллиардов долларов, которые заплатит Microsoft — это небольшая сумма по сравнению с глобальными последствиями экспансии техногиганта.

Фото с сайта https://www.ixbt.com/live/games/kompaniya-activision-blizzard-zaplatit-18-millionov-dollarov_2.html

Глобальные последствия

Очевидный результат поглощения Activision Blizzard для Microsoft это расширение растущего игрового бизнеса компании. Но покупка Activision дает Microsoft преимущество в другой гонке техногигантов — созданию конкурирующих метавселенных. Собственно, об этом говорил гендиректор Microsoft Сатья Наделла: «Видеоигры – это наиболее динамичная и увлекательная категория индустрии развлечений на всех платформах, и именно она сыграет ключевую роль в развитии платформ метавселенной».

В известном смысле Microsoft уже приблизился к решению этой задачи, но «с другой стороны» — практически на каждом устройстве, которым мы пользуемся, будь то PC, Mac, Android, iPhone, Xbox, PlayStation или Nintendo –есть те ли иные продукты Microsoft. Можно сказать, что каждый пользователь компьютеров и гаджетов уже сейчас развлекается, общается и работает с помощью экосистемы Microsoft — такого контакта с аудиторией нет ни у одного претендента на создание метавселенной — даже у самой Meta.

И возможно, именно «рабочее место» — это именно то «пространство» в котором люди в первую очередь захотят появляться в своем виртуальном «цифровом» образе. А видеоигры — это уже в принципе, «метавселенные». «3D движки» игр создают их персонажей, поддерживают их действия, и выстраивают ландшафт. А игроки проводят время внутри «игровой вселенной», а также общаются и взаимодействуют. То есть делают именно то, чего ожидают от людей хозяева их виртуального мира, который все больше начинает подменять собой мир реальный.

Читайте другие статьи из раздела «Важное».
Последнее — «Тревожные ощущения» — чего боятся россияне в 2022 году.

x

Check Also

kazahstan

Неожиданный конфликт: экономические пружины событий в Казахстане

Ситуация в Казахстане, где многолетняя стабильность внезапно(?) была накрыта волной уличных протестов, вызвала множество комментариев со всех сторон конфликта. При этом большинство комментаторов практически не обращало внимания на странную особенность — протестная волна поднялась на фоне внешнего благополучия экономики Казахстана. ...