ГлавнаяВажноеИнфляция в России

Инфляция в России

Причины роста российских цен могут лежат вне сферы компетенций Центрального Банка

Текущий уровень инфляции

С одной стороны, к концу осени 2021 года российские цены снова поставили рекорды — с начала года они прибавили 7,51%, Продуктовая корзина Росстата с начала года стала дороже на 8,94%. Годовой показатель продовольственной инфляции превысил 10%

Инфляция на примере

indeks_olivie

Инфляция, пересчитанная по отношению к салату оливье оказалась еще выше. За год подорожали все составляющие главного символа новогоднего стола. Почти на 80% выросла цена на картофель, 41% прибавила в цене морковь, на 33% дороже стал репчатый лук, а майонез и яйца подорожали на 28%. И только колбаса прибавила в цене порядка 9%, что позволило статистикам оценить «салатную инфляцию» процентов в пятнадцать.

А вот цены на «селедку под шубой» выросли на четверть – причем сама селедка подорожала на 11%, а вот подорожавшие овощи и майонез также снизили доступность этого популярного новогоднего блюда.

Что говорят россияне об инфляции

Сами граждане оценивают рост цен еще более пессимистично – в опросах Центрального банка респонденты говорят об инфляции в 15-20% и даже в 30%. Причем, чем меньше доход у людей – тем сильнее они ощущают рост цен на еду.

История стоимости рубля

Не все так плохо, могли бы возразить финансовые власти. Те, кто сокрушается о росте цен в 2021 году, просто забыли инфляцию 2014–2015 гг, колебавшуюся в интервале 11–13%.

Но уже к концу 2016 года инфляция в годовом выражении упала до 5,4%. И, следующие четыре года мы не видели экстремальных показателей инфляции — к концу 2017 года рост потребительских цен составил 2,5%, к концу 2018 года — 4,3%, 2019 года — 3,0%, 2020 года — 4,9%.

В среднем инфляция за последние 8 лет не достигала никаких экстремальных показателей.

pyat rubley kupura inflyacia

Чем плоха инфляция?

Почему же тогда нынешнюю инфляцию и финансовые и политические власти считают проблемой?

Во первых, непредсказуемость инфляции создает опасения, что она может выйти из-под контроля.

Сам по себе рост цен имеет позитивную сторону – он сигнализирует экономическим агентам, что на рынке существует дефицит, и можно заработать, если предложить свои товары и сервисы «в нужном месте в нужное время». Например, всего двадцать лет назад мобильный телефон был едва ли не предметом роскоши, а десять лет назад смартфон был символом статуса, однако инвестиции в хайтек и айти превратили и то и другой гаджет в обычный элемент нашего быта.

Но что делать, если вы не понимаете, отчего растут цены – от того, что на товары есть избыточный спрос или от того, что у покупателей слишком много свободных денег? В этом случае есть риск, что финансовые регуляторы ошибутся с мерами по ограничению доступа к дешевому кредиту – сократи раздачу денег – затормозится экономический рост, продолжай накачивать экономику деньгами – будет расти инфляция.

Российские финансовые власти, в ситуации роста цен кивают за океан – мол, причина российской инфляции лежит вне компетенций местных финансовых властей. Финансовая поддержка американской экономики вызвала рост спроса на товары, рост спроса потянул за собой рост цен на сырье, рост цен на сырье увеличил прибыли российского экспорта, включая сельскохозяйственный – если цены растут везде, почему они не должны расти в России?

Объяснение логичное, во многом верное, но в нем опускается один важный момент – почему российские производители так уверенно повышают цены на продукцию внутри страны, особенно в ситуации, когда доходы людей не растут? Что вы будете делать, если люди не смогут покупать? И что вы будете делать, если цены снизят ваши конкуренты? Объяснение может быть здесь такое – компании уверены, что на самом деле никаких конкурентов у них нет, и экономика монополизирована гораздо сильнее, чем об этом говорит Федеральная антимонопольная служба.

Парадокс инфляции

Во-вторых – и это более важная история -парадокс российской инфляции заключается в том, что у покупателей «мало денег». В этом случае они начинают обращать внимание на максимально дешевые товары. Но «со стороны производителей» стремление покупателей купить «товары подешевле» выглядит как рост спроса на эти товары!

Вывод

А чем надо отвечать на «рост спроса», спрашивают производители? Правильно, ростом цен! Особенно в ситуации, когда ты уверен, что конкурентов у тебя нет, и в ближайшее время они не появятся.

Больше статей про деньги в специальном разделе нашего сайта

x

Check Also

trevozhnye oshchushcheniya

Тревожные ощущения

На смену страху безработицы к россиянам пришел страх банкротства. Чего вы боитесь? Год назад, отвечая на вопросы социологов исследовательского центра Superjob, россияне назвали свои самые большие опасения. Самым «популярным страхом», если можно так сказать, в посткарантинном году был «страх безработицы». ...