ГлавнаяВажное«Искусственный интеллект» — не панацея!

«Искусственный интеллект» — не панацея!

Об этом говорит статистика, думают экономисты и предупреждали фантасты

Искусственный интеллект идет на работу?

Согласно данным опроса, проведенного Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, в 1784 организации из 30 регионов России почти половина (46%) из респондентов планируют расширить применение цифровых технологий. Каждая третья компания, участвовавшая в опросе, хочет сделать это в ближайшие 5 лет.

В центре всеобщего внимания и надежд сейчас находится «искусственный интеллект» (ИИ). Ожидания от него самые грандиозные – уже сегодня алгоритмы ИИ используются всеми онлайн-платформами. ИИ задействован в самых разных отраслях, от финансов и торговли до производства и системы здравоохранения.

iskusstvenny intellect computer

Отдельные надежды на ИИ возлагают разнообразные полицейские структуры, которые в искусственном интеллекте видят новые возможности по контролю поведения людей.

Действительно, в последние 10 лет развитие ИИ было исключительно успешным. Особенно впечатляющих результатов программисты добились в сфере разработки новых методов машинного обучения и обработки статистической информации, позволяющих работать с огромными массивами неструктурированных данных.

Аналитики «интеллекту» не нужны?

Под влиянием цифровизации меняется структура и содержание требований к работе специалистов — как непосредственно в сфере ИТ, так и в связанных с ними областях. Чтобы выявить наиболее востребованные компетенции и навыки в цифровой сфере, эксперты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировали 38 700 вакансий, опубликованных сервисом «Хедхантер» в 2020–2021 г. и которые  относятся к сферам компьютерных наук и математики.

Исследователи изучали требования к специалистам по работе с базами данных, информационной безопасностью, анализом данных, машинному обучению, и, собственно, к разработчикам программного обеспечения (ПО) и архитекторам систем связи. Исследование, ожидаемо, проводилось с применением новейших технологий «искусственного интеллекта» — ученые задействовали систему интеллектуального анализа больших данных iFORA, разработанную ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

В 2020 г. журнал Nature назвал iFORA эффективным инструментом поддержки принятия решений в интересах бизнеса и органов власти с искусственного интеллекта и включает более 500 млн документов (нормативная правовая база, рыночная аналитика, отраслевые медиа, научные публикации, патенты, материалы международных организаций, вакансии и другие виды источников информации)

В результате ученые выявили 15 наиболее востребованных компетенций и навыков в цифровой сфере.

Zachita v isskustvennov inelekte

Максимальный коэффициент значимости получили такие hard skills, как «работа с базами данных» (1-е место, индекс значимости (ИЗ) — 1,00), на втором месте – «английский язык» (ИЗ -0,48), за ним по степени важности следовали «машинное обучение» (ИЗ -0,31) и «владение методами защиты информации» (ИЗ -0,13).

А вот с soft-skills получились интереснее — больше всего компаниями оказались востребованы навыки «взаимодействия с клиентами» (5-е место, ИЗ – 0,11). Это логично – кто-то должен уметь объяснять заказчикам, что именно «пошло не так».

На 6-м месте оказалась компетенция «управления проектами» (важная задача – организовывать и торопить разработчиков), а на 7-м — навыки «работы в команде» (чтобы не конфликтовать в офисе).

А вот «ведение переговоров» (11-е место, ИЗ-0,04) и «коммуникативные навыки» (13-е место. ИЗ – 0,02) не попали в число приоритетных компетенций.

Меньше всего работодателю оказались нужны «аналитические навыки» (15-е место, с ничтожным ИЗ – 0,01).

Может быть, компании рассчитывают, что «искусственный интеллект» сделает ненужным «интеллект человеческий»?

«Искусственный мозг» в предсказаниях фантастов

Полвека назад великий писатель и визионер Станислав Лем в рассказе «Ананке» объяснил, к каким неожиданным последствиям может привести доверие к искусственному интеллекту.

Сюжет рассказа таков. На Марс должен прибыть самый мощный, самый большой, самый современный, самый лучший космический корабль, управляемый самым совершенным «искусственным интеллектом» и самым лучшим экипажем. И все идет по плану, до той секунды, когда компьютер управляющий посадкой, без всяких внешних причин прерывает процедуру посадки, дает команду на аварийный старт двигателей…  и гигантский корабль теряет остойчивость.

Единственный шанс на спасение – превысить мощность двигателей и немедленно посадить корабль, но… экстремальная перегрузка может убить экипаж. Искусственный мозг отчаянно пытается спасти людей из катастрофы, которую сам и вызывал, однако восстановить устойчивость корабля ему не удается. В результате – падение и гибель.

В чем причина? Люди начинают расследование, и выясняют, что «искусственный мозг» во время посадки действовал безупречно – до той секунды, пока не начал запрашивать все больше данных о состоянии систем корабля – в какой-то момент колоссальный поток этих сведений «подвесил» компьютер. Проблему в себе самом «искусственный интеллект» принял за внешние помехи, от которых попытался «увести» корабль и — потерял управление.

Парадокс работы «искусственного интеллекта»

Когда «искусственный интеллект» обучали на Земле, главным приоритетом для него сделали… «безопасность экипажа». И, чтобы обеспечить эту «безопасность» во время главного маневра посадки, компьютер требовал все больше и больше сведений о работе корабля – пока не потерял связь с реальной обстановкой – всего на долю секунды — и спровоцировал катастрофу. В этой ситуации человек, выбирая между риском гибели от перегрузок и падением с пятикилометровой высоты, выбрал бы перегрузки. Но «искусственный интеллект» не мог так рискнуть жизнями экипажа – он же должен был гарантировать его безопасность…

Вывод

Главная проблема «искусственного интеллекта», объясняет выдающийся экономист Дарон Аджмеоглу (Массачусетский технологический институт), заключается не в технологиях ИИ как таковых.

Проблема в том, как к их использованию подходят ведущие компании, оказывающие огромное влияние на то, в каком направлении развиваются эти технологии. Собственно, об этом Станислав Лем предупреждал нас полвека назад.

О цифровизации и о новых проектах в этой области можно прочитать тут.

x

Check Also

David Rizaev

Давид Ризаев — интервью. «Ключевое слово — делаем!»

Главное качество современного предпринимателя — он никогда не останавливается на том, чего достиг. Давид Ризаев — аукционный брокер, основатель компаний «Торги365» и «Торгипроект», предприниматель и инвестор. О том, как заставить себя бежать еще быстрееО том, можно ли научиться бизнесу в ...