ГлавнаяВажноеОчень дорогой подарок

Очень дорогой подарок

«Неудачные» подарки обходятся экономике в сотни миллиардов долларов. Но их все равно надо дарить!

В ожидании Деда Мороза

Новогодние праздники – время, когда большинство людей на всей планете дарят друг другу подарки. Этот социальный ритуал представляет собой не только элемент культуры, но и является важным фактором экономики.

В этот Новый год 13% россиян мечтает об «отпуске в подарок», выяснил исследовательский центр сервиса по поиску высокооплачиваемой работы Superjob. 11% хотят стать обладателями новой квартиры, дома или дачи. 8% опрошенных мечтают получить в подарок автомобиль. Для 6% респондентов лучший новогодний подарок — это новый гаджет. 2% опрошенных хотели бы получить в подарок новый аксессуар.

Среди других, менее популярных вариантов подарок, — кофеварки, вафельницы, парогенераторы, сладости, , лыжи, сертификаты в спа, карты фитнес-клубов, онлайн-курсы и парфюм. Кроме того, в этом году в список желанных презентов попал такой нестандартный подарок как «QR-код сроком на год».

Насколько велик шанс на ожидаемый подарок? Как показало исследование Райффайзен Банка, каждый десятый россиянин на Новый год подарки дарить не будет. При этом 33% тех, кто собирается сделать сюрпризы для своих коллег, друзей и родных, планирует потратить на это сумму от 5 до 10 тыс. руб. Самый популярный вариант подарка для близких, его выбирают 44% — парфюм и косметика (44%).  Товарищи по работе  могут рассчитывать на — ёлочные игрушки и новогодние сувениры (26%). Так что разница между «желаниями и возможностями» налицо.

Подарок, которому я не рад

Почему мы дарим подарки? С древности социальные нормы подразумевают дарение как лучший способ заверить другого человека в честности твоих намерений по отношению к нему. Как писал французский антрополог и социолог Марсель Мосс, исследовавший «философию подарков», постепенно «добровольность обмена дарами стала обязанностью, которая дополнилась обязанностью принимать дар».

Хороший подарок может помочь наладить отношения, но неудачный подарок может их испортить. Поэтому накануне праздников у людей могут испытывать тревогу, связанную с опасением сделать неверный выбор.

ne tot podarok

Насколько обоснована эта тревога и как часто люди делают неудачные подарки?

27% россиян получали бесполезные и ненужные новогодние подарки, сообщает  Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Среди ненужных новогодних подарков респонденты чаще всего называли статуэтки и сувениры (6%), столовые приборы и кухонную утварь (3%), носки (2%), безделушки (2%), конфеты, сладости и шоколад (2%).

Такие подарки огорчают женщин больше чем мужчин — женщины в три раза чаще, чем мужчины, называли бесполезными и ненужными сувениры и статуэтки (9% против 3%), косметику (3% против 1%) и в два раза чаще — кухонную утварь, посуду и столовые приборы (4% против 2%).

А что бывает с подарками, которые не понравились? Каждый десятый респондент ВЦИОМ признается, что передаривает полученные на Новый год подарки (10%). Причем женщины делают это в два раза чаще (13%), чем мужчины (6%).

Подарок все равно важнее денег

Во что обходятся экономике неудачные подарки? В этом году американская консалтинговая компания CBRE рассчитала, что в США люди вернут в магазины рождественские подарки примерно на треть от общей суммы праздничных онлайн-продаж. Это составит примерно 70 миллиардов долларов. В целом же стоимость всех «ненужных подарков», которые американцы преподносят друг другу на рождество, превышает астрономическую сумму в  300 миллиардов долларов. Может быть имеет смысл вообще отказаться от подарков?

Нет, возразит экономист Майкл Томас, профессор экономики Heider School of Business. В своей статье  Gift Giving Is Better for Society than Economists Think он объясняет, что доверие, возникающее между людьми в ходе обмена подарками, значит для экономики гораздо больше, чем соотношение прибылей и издержек. Дарить подарки, даже если они несут безвозвратные потери из-за несовпадающих предпочтений, означает, что человек готов отказаться от ресурсов в настоящем, чтобы поддерживать отношения в будущем. А межличностное доверие — ключевой фактор роста для сложной современной экономики.

Кроме того, как показало исследование «Sentimental value and its influence on hedonic adaptation», проведенное психологами из Университета Флориды и из Университета Карнеги, вещи, которые люди во время рождественского сезона купили «для себя», в среднем через полтора месяца переставали радовать своих покупателей. А вот полученные в тот же период подарки – продолжали приносить положительные эмоции гораздо дольше — даже если поначалу казались не очень нужными.

Так что смело дарите подарки, и не огорчайтесь, если их кому-то «передарят».

Об экономических прогнозах на 2022 год читаете тут.

x

Check Also

David Rizaev

Давид Ризаев — интервью. «Ключевое слово — делаем!»

Главное качество современного предпринимателя — он никогда не останавливается на том, чего достиг. Давид Ризаев — аукционный брокер, основатель компаний «Торги365» и «Торгипроект», предприниматель и инвестор. О том, как заставить себя бежать еще быстрееО том, можно ли научиться бизнесу в ...