ГлавнаяДеньгиЧто «не так» с российскими пенсиями?

Что «не так» с российскими пенсиями?

Скрытая проблема российской пенсионной системы

В 2021 году размер пенсии в России в реальном выражении сокращается десятый месяц подряд. Согласно данным Росстата, в последний раз пенсии росли (на 0,4%) в январе 2021 года. Однако уже в феврале средний размер пенсии в реальном выражении снизился на 0,1%. В дальнейшем негативный тренд  продолжился. Больше того! Темпы падения размера пенсий стали ускоряться, вопреки всей публичной риторике. В результате, в сентябре 2021 года статистиками было зафиксировано сокращение размера пенсии на 1,8%ю

По итогам ноября, средний размер назначенной пенсии в России составил 15 847 рублей , следует из доклада Росстата о социально-экономическом положении страны за первые 11 месяцев 2021 года.

В номинальном выражении пенсия выросла на 5,3% по сравнению с аналогичным месяцем 2020 г. Но,  — с учетом инфляции, достигшей в ноябре  8,4% в годовом выражении, — реальный размер пенсии сократился на 2,8%.

В то же время, согласно предварительной оценке Росстата, по итогам 2021 г. потребительские цены в России выросли на 8,39% при цели Центробанка в 4%. Потребительские и непотребительские товары подорожали еще сильнее — на 10,62 и 8,58% соответственно. Цены на услуги выросли на 4,98%. Повышение цен, в первую очередь, ударило по пенсионерам, которые тратят большую часть своих скромных доходов именно на продукты питания, подорожавшие сильнее всего.

Очевидно, что пенсионная система справляется с обеспечением граждан на уровне чуть выше минимального. Но почему никакие пенсионные реформы в России так и не смогли решить этой проблемы?

Количество, не перешедшее в качество

Тридцатилетняя история новой России, богата изменениями в системе пенсионного обеспечения граждан.

Вот основные вехи изменения государственной политики в этой сфере в период с 1990 по 2013 год
1. В 1990 году создан Пенсионный фонд России, в полномочия которого вошло управление средствами пенсионной системы.
2. В 1995 году Пенсионным фондом России запускается система учёта сведений о правах граждан на пенсионное обеспечение. Частью новой системы становится Персональный номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС). На тот момент система была запущена в пилотном режиме в пяти регионах страны.
3. В 1998 году был принят и подписан закон федерального уровня «О негосударственных пенсионных фондах».
4. В 2002 году, после одобрения пакета законопроектов в 2001, начался новый этап реформирования пенсионной системы в России. Его особенностями стали отказ от уравнивания всех видов пенсий, а также постепенный переход к страховому типу начислений.
5. С 2004 года негосударственные пенсионные фонды получили право на заключение договоров с физическими лицами по вопросам пенсионного страхования.
6. В 2008 году стартовала программа по государственному софинансированию будущей трудовой пенсии.
7. С 2013 года начался новый виток пенсионной реформы. Гражданам на выбор были предоставлены страховой или накопительный механизмы формирования пенсий.

Неоднозначные последствия радикального решения

С годами выполнять пенсионные обязательства бюджету было все сложнее число работоспособных россиян сокращалось, а их доходы стагнировали, не позволяя увеличивать объем отчислений в Пенсионный фонд.

В начале 2018 г. количество россиян старше трудоспособного возраста превысило 25% населения. Предполагалось, что к 2035 г. ожидаемая продолжительность жизни мужчин должна была вырасти с 67,5 года в 2017 г. до 73,3, а женщин – с 77,6 до 80,8.

В 2017 году Пенсионный фонд потратил на выплату страховых пенсий в 6,4 трлн руб. при доходах в 8,3 трлн руб. При этом  11,3% доходов ПФР составлял пенсионный трансферт из федерального бюджета.

Повышение возраста до 65 лет мужчинам и до 63 – женщинам — по полгода в год с 2019 г., вместе с повышением требований к трудовому стажу позволило бы к 2024 году сократить трансферт ПФР на 0,9% ВВП к 2024 г., рассчитывали правительственные эксперты.

В 2018 г. российские власти повысили пенсионный возраст. Это решение, откладываемое годами,  было одобрено спустя несколько месяцев после президентских выборов.

Однако сэкономить у правительства не вышло – спустя два месяца после объявления реформы президент Путин снизил итоговый пенсионный возраст для женщин до 60 лет одновременно позволив тем, кто должен был выйти на пенсию в 2019–2020 гг., сделать это на полгода раньше. А премьер-министр Медведев объявил о гарантиях ежегодной индексации пенсий неработающим пенсионерам на 1000 руб. до 2024 г.

В результате запланированный трансферт в ПФР вместо сокращения даже вырос (до 12,2% доходов ПФР).

Получается, что не удалась и эта реформа?

Замкнутый круг пенсионной системы

Нет, мог бы возразить ведущий российский исследователь рынка труда Ростислав Капелюшников, член-корреспондент РАН. Задача пенсионной реформы заключалась в расширении предложения рабочей силы на рынке труда, а не в увеличении пенсий. В исследовании «Отраслевая и профессиональная структура занятости российских работников предпенсионного и пенсионного возраста» Капелюшников выяснил, что в России именно работники в возрасте 50+ активнее всего пополняют рынок труда.

С 2005 к 2017 году число занятых в возрасте от 50 до 72 лет выросло на 4,5 млн. Это 30% (с 15 млн до 19,5 млн). За тот же период количество всех работающих в РФ увеличилось всего на 3,9 миллиона.

Это стало следствием двух причин: роста численности пожилого населения и интенсивности его трудоустройства.

Рост численности пожилых дал экономике 2,9 млн дополнительных работников. Повышение уровня их занятости — свыше 1,5 миллионов. Масштабные вливания «возрастной» рабочей силы затронули почти все отрасли. Вопреки представлениям о том, что пожилым трудно найти себе работу – компании охотно нанимают немолодых людей. С важной оговоркой – за низкую зарплату.

Это парадоксальная ситуация. Обычно зарплаты людей с возрастом растут – чем выше опыт работника и его квалификация, тем больше он зарабатывает.  Ближе к пенсии это рост замедляется, но не прекращается.

Но в России все не так. Как пишет директор «Центра трудовых исследований» НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон в работе «Цена возраста: заработная плата работников в старших возрастах», зарплаты россиян в начале карьеры сравнительно быстро увеличиваются. Но после 35 лет начинают довольно быстро уменьшаться.

На максимум заработок «выходит» в среднем в возрасте 30–34 лет, после чего начинает сокращаться. Темп снижения ускоряется по мере приближения возраста работника к предпенсионному. К пенсионному возрасту вся «премия», приобретаемая за возраст и опыт, оказывается утерянной.

К 70 годам зарплата опускается до значения, наблюдаемого в самой младшей из рассматриваемых возрастных групп (20–24 года), то есть до уровня новичков, отмечает Владимир Гимпельсон.

Знания не помогают — у россиян имеющих высшее образование, заработок растет до 45–49 лет, и достигает своего пика в 160% от стартового уровня. Но после этого происходит очень резкий спад. В 65–69 лет у работников с высшим образованием заработок превышает «начальный» лишь на 12% — небывалая ситуация для развитых стран.

Почему так происходит?

Низкие пенсии и отсутствие сбережений заставляют пожилых людей соглашаться на любую зарплату на любых условиях.

А низкие зарплаты – означают низкие взносы в Пенсионный фонд. Пенсию люди рассматривают как дополнение к зарплате – а работодатель, зная, что человек получает какие-то выплаты из бюджета, назначает ему минимальную зарплату.

В результате пенсионная система «ходит» по замкнутому кругу – пенсии не велики, потому, что нет зарплат. А зарплат нет, в том числе и потому, что пенсии не велики.

Об истории российских пенсий читайте тут.

x

Check Also

nalogooblozgenie

Гармонизация налогообложения

Налоговые интересы субъектов налогообложения разные: — носитель налога — лицо, на которое, в конечном счете, ложится бремя налогообложения путем уплаты налога в цене товаров и услуг или в результате снижения заработной платы, всегда заинтересован освободиться от него; — налогоплательщик максимизирует ...